Содержание
- Алгоритм разработки маркетинговой стратегии
- Описать все сегменты целевой аудитории
- Провести анализ прямых и косвенных конкурентов
- Уточнить потребности своей аудитории
- Описать продукт
- Выписать каналы продвижения
- Самые популярные интернет-каналы для привлечения клиентов
- Построить воронки продаж
- Провести тестирование каналов
- Определить стоимость клиента
- Повысить конверсию
- Продолжать работать
Алгоритм разработки маркетинговой стратегии
Итак, что нужно делать, если вам нужно привлечь больше заказов, а готовой маркетинговой стратегии еще нет. Прежде, чем начать продвигать ваши продукты в интернете, у вас должна быть составлена маркетинговая стратегия — иначе результаты вас не обрадуют. Это касается компании абсолютно любого масштаба. Для малого бизнеса это даже важнее, потому что убыточно тратить большие суммы на не приносящие результат активности.
Описать все сегменты целевой аудитории
Составить портреты типичных представителей каждого сегмента. Какую потребность вы удовлетворяете в каждом сегменте?
Чтобы портрет получился живым и по нему можно было представить себе реального человека, мы рекомендуем обязательно прописать следующее:
- доход
- демографические данные (возраст, пол, семья)
- личные предпочтения
- личностные качества, характер
- профессиональные навыки и характеристики
- качества, относящиеся непосредственно к взаимодействию с вашим продуктом.
И вторая большая часть – про ваш продукт для этого сегмента:
- какие потребности конкретно этой целевой персоны может удовлетворить ваш продукт
- какой внутренний мотив у этого сегмента аудитории для использования вашего продукта
- как именно эти потребности решает ваш продукт.
Есть много сервисов для создания майндмапов, мы используем Xmind. У этой программы есть и бесплатная версия.
Скачать пример карты целевых персон. Мы для этого используем формат майндмапа — это наглядно:
Провести анализ прямых и косвенных конкурентов
В чем их уникальность, отличия? Какие у них цены? Как они описывают продукт? Каким образом они удовлетворяют потребности целевой аудитории?
Такой анализ мы предлагаем тоже делать в майндмапе.
Уточнить потребности своей аудитории
Провести глубинное интервью клиентов (потенциальных и состоявшихся). Чтобы данным можно было верить, желательно, чтобы интервью было проведено не меньше 20–30. Перед этим советуем прочитать книгу “Спроси у мамы” — она короткая, но оооочень полезная 🙂 иначе интервью могут быть проведены неправильно — и результаты будут бесполезны или даже вредны.
Описать продукт
- Какую задачу решает/потребность удовлетворяет продукт?
- Как решает?
- Его отличия от конкурентов?
- Цена + обоснование
- Условия покупки (доставка, обслуживание и т.п.)
Когда вы будете описывать отличия от конкурентов, нужно составить УТП (уникальное торговое предложение). Помните, что в действительности уникальный продукт — редкость. Вы можете взять за основу своего позиционирования узкий сегмент ЦА, особые гарантии, особенности процесса, дополнительные услуги, время/график, где вы оказываете услугу (удаленно, в офисе клиента и т.п.) или можно отстроиться от конкурентов за счет узкого ГЕО-сегмента, с которым вы работаете.
Обычно в бизнесе не один продукт, а целая продуктовая линейка. И в этом случае описание тоже удобно делать в формате майндмапа.
Выписать каналы продвижения
Сначала просто все, потом к каждому прописать, кто из конкурентов его использует, какие “фишки” они применяют в каждом канале.
Выписать, какие из каналов вы уже пробовали для продвижения и какие результаты это дало. Обязательно пропишите KPI – по каким ключевым показателям вы будете оценивать эффективность каждого канала и каким образом будете снимать/засекать/рассчитывать эти показатели.
Затем расставьте приоритеты: какой способ привлечения клиентов хотите протестировать первым, какой – вторым и т.д. Здесь вы можете посоветоваться со специалистами в этой области и обратиться к ним для работы с каждым каналом. Мы, например, с радостью возьмём на себя весь интернет-маркетинг.
В каком виде выписывать каналы? Конечно, майндмап!
Основные инструменты интернет-маркетинга
Подборка сервисов для привлечения клиентов на сайт
На основе этого списка сделайте себе план мероприятий для запуска каждого из каналов. Пример подобной таблички есть у нас в другой статье (о разработке стратегии интернет-маркетинга), которая ориентирована на конкретные мероприятия для каждого канала интернет-маркетинга, но структура вам будет понятна (промотайте до конца статьи, раздел “Пример маркетинговой стратегии интернет-магазина”).
Самые популярные интернет-каналы для привлечения клиентов
- Контент-маркетинг в соцсетях, SMM
- Личный бренд в соцсетях
- Контекстная реклама
- Таргетированная реклама
- SEO — поисковое продвижение
- E‑mail рассылки
- Чат-боты и рассылки в мессенджерах (чат боты в Telegram , ВК, Facebook)
- Публикации в СМИ
Построить воронки продаж
Для каждого канала нужно продумать, как именно клиент будет взаимодействовать с вашей компанией. Где и в какой момент он впервые узнает о вас? Где и как произойдет второй контакт? И т.д.
Не останавливайтесь на проработке воронки до момента покупки! После этого вы можете стимулировать клиента обратиться к вам еще раз. А еще — можете подтолкнуть его к тому, чтобы он рекомендовал вас и приводил друзей.
Провести тестирование каналов
По составленному плану запустить тестирование каналов и вписать результаты в созданный в пункте 5 майндмап.
Определить стоимость клиента
Рассчитать стоимость клиента из каждого канала: определить самые выгодные и отметить те, которые окупились за время теста. Для каждого канала прописать, какие еще “фишки” и “надстройки” в них стоит еще протестировать. Ведь вполне возможно, что первый запуск дал плохие результаты не потому, что канал плох, а потому, что не были использованы подходящие конфигурации.
Обратите внимание: рассчитывать нужно не только стоимость привлечения клиента (CAC=Customer Acquisition Cost), но и количество денег, которые принесет клиент за время своего взаимодействия с вами (LTV=Life Time Value), чтобы верно оценить, окупаются ли у вас затраты на привлечение одного клиента.
Повысить конверсию
Рассчитать, сколько потенциальных клиентов вы теряли на каждом этапе воронки. Определите, где “утекает” больше всего? И продумайте, как можно сократить потери.
Продолжать работать
Повторять тесты (п.5 — п.8) непрерывно, с каждым витком улучшая результат. При необходимости — вернуться к первым пунктам и пересмотреть сегментацию аудитории, описание продуктов и так далее.
В заключение хотим порекомендовать вам не пропускать первые 4 пункта данного алгоритма перед запуском продвижения. Вы можете получить плачевные результаты совсем не по вине специалистов-подрядчиков!
Кейсы
Ресторан баварской кухни
Brezelino
Вывели в онлайн
Поток заказов вырос с 10 до 40 в день
Kalita Language Studio
Сумели привести новых клиентов,
что значительно повысило
рентабельность проекта.
Интернет-магазин подарочных наборов
для детей Play Plan Box
Объем продаж вырос в 7 раз