Основные показатели бизнеса
Возьмите достаточно большой промежуток времени, чтобы цифры получились приближенными к реальности, с учетом времени жизни клиента – периода, в течение которого клиент совершает заказы.
Определите сумму чистой прибыли, полученной за выбранный промежуток времени – это доход компании за вычетом всех видов расходов.
Рассчитайте объем прибыли, приходящийся в среднем на одного клиента в течение всей его жизни: LTV (Lifetime Value) = Прибыль за взятый период/количество клиентов за этот период.
Расчет бюджета для тестирования рекламного канала
Определите, какой максимальный объем средств от прибыли вы готовы тратить на привлечение клиентов ежемесячно, и какой объем был бы для вас оптимальным.
Теперь вы можете рассчитать максимальную и оптимальную стоимость привлечения клиента:
CAC (Cost of customer acquisition) = Затраты на продвижение – определенные как максимальная сумма, которую вы готовы тратить на привлечение одного клиента/среднее количество клиентов за этот период.
Размер бюджета для тестирования рекламного канала оптимально будет сформировать следующим образом:
Бюджет = максимальная CAC х 30. Мы берем число 30, так как это в среднем то количество заказов, на основе которого можно понять соответствие пришедших клиентов тем портретам, с которыми вы работаете, а влияние статистической погрешности стоимости продвижения падает в значительной степени.
С этой цифрой вы можете обращаться к подрядчику для тестирования определенного канала.
Обратите внимание, что количество клиентов часто не напрямую зависит от затрат на продвижение.
Например, вы платите подрядчику за работу ежемесячно фиксированную сумму и пополняете баланс рекламных систем по мере необходимости. В этом случае оплата подрядчику не зависит от количества приведенных клиентов, а рекламный бюджет, напротив, напрямую влияет на объем заявок. А значит, чем больше клиентов придет к вам за период работы подрядчика, тем меньше будет стоимость каждого клиента.
Если за время тестирования придет меньше заказов, чем запланировано, не стоит отчаиваться! На начальном этапе настройки и оптимизации рекламной кампании все затраты всегда больше, чем впоследствии, после отладки. Поэтому мы предлагаем считать канал продвижения перспективным, если стоимость привлечения клиента превышает максимально допустимую для вас не более, чем в 2 раза. Далее нужно работать более скрупулёзно с выбранным каналом для снижения затрат и повышения эффективности.
Пример расчета бюджета на продвижение для теста канала
Представим себе ООО “Бедный родственник”, которое продает услугу – подбор и доставку подарков дальним родственникам “под ключ”.
За последние полгода чистая прибыль компании составила 5000 000 ₽, обслужено 500 клиентов. Количество клиентов в месяц: 83. Чистая прибыль в месяц: 833 333 ₽.
Допустим, компания из этих 833 333 ₽ готова тратить максимум 300 000 ₽ на привлечение клиентов дополнительно к имеющимся на данный момент затратам. Но оптимальной суммой было бы не более 200 000 ₽ или, в пересчете за каждого приведенного клиента — 2 410 ₽, а максимум — 3 614 ₽ за клиента.
Другими словами, максимальная стоимость привлечения клиента CAC = 3614 ₽.
Чтобы получить начальную статистику для оценки эффективности канала, нам понадобится около 15 дней — это то время, за которое в ООО “Бедный родственник” приходит 30–40 клиентов (исходя из рассчитанного выше количества клиентов в месяц — 83).
Сверим наши расчеты. Объем прибыли на одного клиента: LTV = 5 000 000/500 = 10 000 ₽. Из них мы готовы тратить максимум 3 614 ₽ на привлечение клиента. Это значит, что останется 6 386 ₽ прибыли с каждого клиента в течение его жизни. При сохранении среднего количества клиентов в месяц (83 клиента), чистая прибыль ежемесячно составит 530 038 ₽. Это как раз на 300 000 ₽ меньше чистой прибыли, которую приносит компания сейчас. А значит, верхняя планка допустимого уровня дополнительных затрат на привлечение клиентов не превышена. Всё сошлось.
Теперь мы понимаем, что ООО “Бедный родственник” может заказать рекламу с активным периодом рекламной кампании минимум 15 дней, выделить на это 3614х30 = 108 420 ₽ (включая стоимость работы подрядчика и рекламный бюджет) и чётко оценить эффективность тестируемого канала:
ВАРИАНТ ПЕРВЫЙ
Если после траты всего выделенного бюджета подсчёт покажет, что за время рекламы пришло более 30 новых клиентов, то канал подходит, однозначно выгоден компании.
ВАРИАНТ ВТОРОЙ
Если пришло 15–30 новых клиентов — значит, канал хороший, стоит с ним работать дальше — оптимизировать и повышать эффективность для снижения стоимости клиента.
ВАРИАНТ ТРЕТИЙ
Если же пришло менее 15 новых клиентов — стоит бить тревогу и отказываться от тестируемого канала, если, конечно, не были замешаны внешние факторы — сезонность, активность конкурентов, работоспособность сайта и так далее. Это легко проверить по другим рекламным каналам — упала ли их эффективность?
Обратите внимание, что если у вас ограничен бюджет, то не стоит ждать конца рекламной кампании. Вы можете взять рассчитанную максимальную стоимость клиента и сверять её с получающимися в процессе рекламной кампании результатами. Если увидите, что фактически получающаяся цена клиента во много раз превышает рассчитанную максимальную, то стоит прекратить тесты еще до окончания сбора статистики. Однако, лучше всего всё же довести проверку гипотезы до конца, прекращение тестирования — это крайняя мера для условий максимальной экономии.