Зачем нужно составлять техническое задание для сайта
История одного заказа
Основано на реальных событиях. Все герои вымышленные, любые совпадения можно считать случайными.
Договоренности
Многим клиентам, впервые решившим сделать сайт, составление технического задания не кажется чем-то важным. Особенно если сайт простой. Действительно, что в этом сложного, если вам нужен всего-то сайт-визитка из 5 страниц с текстом и картинками? И пример есть хороший: подсмотрели у конкурентов. Только вот в примере есть раздел «Статьи», а вы хотите новостную ленту. А еще вот на главной слайдер сделать. И еще вот ссылочки на соцсети в «подвале» сайта разместить, а не в шапке. Да, и еще карту в контактах разместить – у конкурентов нет такого. И, пожалуй, форму обратной связи. Ах, да, сайт надо «вчера», времени на отрисовку индивидуального дизайна нет. Да и денег жалко. Обойдемся каким- нибудь стандартным шаблоном. Бесплатным. И админка пусть будет бесплатная, допустим WP (WordPress).
Что происходит дальше, если исполнитель не настоял на составлении технического задания – ТЗ? Стороны согласовали быстренько цену – и за работу. Особенно часто так бывает с фрилансерами, у которых пока не хватает опыта работы с заказчиками. Но что получается, если нет технического задания на создание сайта?
Процесс разработки
Исполнитель приступает к созданию сайта. Вроде бы все понятно: слайдер, новости, информационные странички. «А какие поля будут у формы обратной связи? А на какой E‑mail отправлять заполненные заявки? Ссылки на соцсети предоставите?» И так далее — начинаются вопросы к заказчику. На которые он, конечно, не сразу отвечает. А если отвечает, то зачастую весьма неохотно – он же заказал сайт «под ключ», он думал, что может просто забыть о нем на пару недель и получить сразу готовый результат.
Сайт готов?
И вот, наконец, клиенту показывают сайт. Скорее всего, позже, чем договаривались, ведь приходилось ждать запрошенную информацию от заказчика. Но что это? Слайдер совсем не такой, как представлял заказчик: узенький какой-то, зачем-то превью картинок снизу, стрелочки-переключатели почти не видны. А что с шапкой? У конкурента выглядело так складно – все гармонично, а у нас куча пустого места… Начинаются вопросы исполнителю: «А почему не так?», «Я думал, будет так», «А я имел в виду это». Исполнитель отвечает, что «Это вы не уточнили», «А здесь вы просили сделать, как в примере, но у вас же иконки соцсетей должны быть внизу, страниц всего 5, а не 15, как в примере. Вот и получается много пустого места».
При хорошем раскладе исполнитель и заказчик быстро найдут общий язык и договорятся о компромиссном решении. Скорее всего, исполнитель будет вносить какие-то правки, а заказчик откажется от части своих «хотелок». А при плохом раскладе одна из сторон «упрется» (или сразу обе стороны) и будет настаивать на своей правоте. Заказчик скажет « Я вам деньги плачу! Делайте так, как мне надо!», а исполнитель скажет «Каждая доработка – платно! Вы сказали, как делать – я именно так и сделал! Остального вы не уточняли». И так далее – спор может длиться бесконечно. С вынесением работы на публичную критику, с шантажом и другими совсем не этичными поступками.
Но вернемся к разработанному сайту и варианту, когда компромисс найден и работа продолжается.
Сайт всё-таки готов?
Заказчика ждал еще один сюрприз: сайт пустой. Без текстов, без картинок. Баннеры в слайдер не сделаны – там стоят какие попало картинки. Да, клиент не догадался, что от него требуется подготовить тексты для размещения на сайте, ведь он заказал сайт «под ключ», хотел ни о чем не думать. А для исполнителя это же очевидно, что тексты и тому подобное не входит в непосредственно разработку сайта, он и не подумал это уточнить.
Ладно, сидим ждем тексты. Ура, заказчик тексты написал. Разместили на сайте. «Ой, нет-нет, не красиво. Страницы выглядят скучными и пустыми – нужны картинки». Исполнитель сообщает заказчику, что подбор картинок – отдельная работа, в стоимость не входит. Исполнитель предлагает заказчику самому подобрать картинки на бесплатных стоках, если дополнительные расходы в планы не входят. Заказчик не дизайнер, занимается этим в первый раз. Сидим ждем. Ура – картинки подобрали, прислали. Исполнитель разместил на страницах.
Ну, а теперь-то готов?
И тут начинается: «Вы знаете, на странице «О нас» надо две картинки поменять местами. И значки соцсетей все же перенесем в шапку. И в форме обратной связи поля уберем/добавим. И E‑mail для этой формы поменяем на другой». И еще, и еще. Исполнитель вносит правки, показывает.
Заказчик: «Ой, нет, давайте вернем, как было».
Исполнитель: «Вы же сами так попросили сделать! Время разработчика стоит денег. Он не может туда-сюда двигать картинки бесплатно».
Заказчик: «Ну вы же профессионалы! Надо было предупредить, что так делать не стоило. Ну вы сами посмотрите, этим сайтом же нельзя пользоваться, он некрасивый и неудобный. Такое чувство, что вам лишь бы сделать тяп-ляп, а за доработки деньги отдельные вымогать».
Или наоборот. Заказчик присылает правки, исправно за них платит, но у исполнителя уже новые заказы – он же рассчитывал закончить работу за 2 недели, как договаривались. И исполнитель начинает вносить правки о‑о-очень медленно. Да и на письма отвечает раз в 2–3 дня. Или вообще может «пропасть» на неделю и на звонки не отвечает. Особенно часто это случается при работе с неопытными незнакомыми фрилансерами. У заказчика давно горят сроки, а тут такое…
Результат работы без ТЗ для обеих сторон
- Потерянное время: ждали тексты, картинки, делали массу лишних телодвижений по приведению дизайна сайта в нужный заказчику вид. В итоге Заказчик не получил сайт к нужному времени, а у Исполнителя проблемы с другими проектами, так как «их время» ушло частично на этот.
- Потраченные нервы: вроде бы обе стороны не виноваты, а ситуации доходили до конфликтных.
- Приобретенный опыт: без технического задания для сайта больше никогда работу не начнет, скорее всего, ни одна сторона (надеемся).
Что дает сторонам тщательно продуманное техническое задание для сайта?
- Уверенность и спокойствие: стороны достигли понимания. Исполнитель знает, чего заказчик хочет от сайта. Заказчик имеет гарантии, что будет сделано именно так, как ему нужно.
- В ТЗ прописаны сроки – Заказчик знает, когда получит готовый сайт, а Исполнитель может планировать время на другие проекты.
- Техническое Задание поможет Исполнителю избежать дополнительных работ вне ТЗ и вне бюджета, а Заказчику даст возможность требовать точного выполнения задания.
В случае сложных проектов ТЗ может быть очень объемным. На его составление могут уйти недели или даже месяцы. В этом случае на составление технического задания для сайта отводится отдельный бюджет. Зато, если по каким-то причинам вам придется сменить разработчиков, у вас уже будет готовое к запуску в работу ТЗ. Так что не бывает потерянного времени на разработку ТЗ – потерять время, испортить отношения между заказчиком и Исполнителем может только его отсутствие.
В следующей статье мы расскажем о том, как же правильно составить техническое задание на создание сайта и что такое прототипы страниц.
Кейсы
Ресторан баварской кухни
Brezelino
Вывели в онлайн
Поток заказов вырос с 10 до 40 в день
Kalita Language Studio
Сумели привести новых клиентов,
что значительно повысило
рентабельность проекта.
Интернет-магазин подарочных наборов
для детей Play Plan Box
Объем продаж вырос в 7 раз