emisart
+7 495 996-02-16 пн-пт 10.00-18.00

Зачем нужно ТЗ?

О техническом задании с юмором и примерами

Автор: Кузьмичева Наталья
Дата публикации: 21.04.18

Зачем нужно составлять техническое задание для сайта

История одного заказа

Основано на реальных событиях. Все герои вымышленные, любые совпадения можно считать случайным.

Договоренности

Многим клиентам, впервые решившим сделать сайт, составление технического задания не кажется необходимым. Особенно если сайт простой. Действительно, что в этом сложного, если вам нужен всего-то сайт-визитка из 5 страниц с текстом и картинками? И пример есть хороший: подсмотрели у конкурентов. Только вот в примере есть раздел «Статьи», а вы хотите новостную ленту. А еще вот на главной слайдер сделать. И еще вот ссылочки на соц.сети в «подвале» сайта разместить, а не в шапке. Да, и еще карту в контактах разместить – у конкурентов нет такого. И, пожалуй, форму обратной связи. Ах, да, сайт надо «вчера», времени на отрисовку индивидуального дизайна нет. Да и денег жалко. Обойдемся каким- нибудь стандартным шаблоном. Бесплатным. И админка пусть будет бесплатная, допустим WP (WordPress).

Что происходит дальше, если исполнитель не настоял на составлении ТЗ (технического задания)? Стороны согласовали быстренько цену и – за работу. Особенно часто так бывает с фрилансерами, у которых пока не хватает опыта работы с заказчиками. Но, что получается в результате отсутствия технического задания на создание сайта?

Процесс разработки

Исполнитель приступает к созданию сайта. Вроде бы все понятно: слайдер, новости, информационные странички. А какие поля будут у формы обратной связи? А на какой e-mail отправлять заполненные заявки? Ссылки на соцсети предоставите? И так далее - начинаются вопросы к заказчику. На которые он, конечно, не сразу отвечает. И весьма неохотно - он же заказал сайт "под ключ", он думал, что может просто забыть о нем на пару недель - и получить сразу готовый результат.

Сайт готов?

И вот, наконец, клиенту показывают сайт. Скорее всего, позже, чем договаривались - ведь приходилось ждать запрошенную информацию от заказчика. Но, что это? Слайдер совсем не такой, как представлял заказчик - узенький какой-то, зачем-то превью картинок снизу, стрелочки-переключатели почти не видны. А что с шапкой? У конкурента выглядело так складно - все гармонично, а у нас куча пустого места... Начинаются вопросы исполнителю - "а почему не так?", "я думал, будет так", "а я имел в виду это". Исполнитель отвечает, что "это вы не уточнили", "а здесь вы просили сделать как в примере - но у вас же иконки соцсетей должны быть внизу, страниц всего 5, а не 15, как в примере. Вот и получается много пустого места".

При хорошем раскладе, исполнитель и заказчик быстро найдут общий язык и договорятся о компромиссном решении. Скорее всего, исполнитель будет вносить какие-то правки, а заказчик откажется от части своих "хотелок". А при плохом раскладе одна из сторон "упрется" (или сразу обе стороны) и будет настаивать на своей правоте. Заказчик скажет "я вам деньги плачу! Делайте так, как мне надо!", а исполнитель скажет "каждая доработка - платно! Вы сказали, как делать - я именно так и сделал! Остального вы не уточняли". И так далее, спор может длиться бесконечно. С вынесением работы на публичную критику, с шантажом и другими совсем не этичными поступками.

Но, вернемся к разработанному сайту - и первому случаю, когда компромисс найден и работа продолжается.

Сайт... всё-таки готов?

Заказчика ждал еще один сюрприз: сайт пустой. Без текстов, без картинок. Баннеры в слайдер не сделаны - там стоят какие попало картинки. Да, клиент не догадался, что от него требуется подготовить тексты для размещения на сайте - ведь он заказал сайт "под ключ", хотел ни о чем не думать. А для исполнителя это же очевидно, он и не подумал это уточнить, что тексты и тому подобное - не входит в непосредственно разработку сайта. Ладно, сидим ждем тексты. Ура, заказчик тексты написал. Разместили на сайте. Ой, нет-нет, не красиво. Страницы выглядят скучными и пустыми - нужны картинки. Исполнитель сообщает заказчику, что подбор картинок – отдельная работа. В стоимость не входит. Исполнитель предлагает заказчику самому подобрать картинки на бесплатных стоках, если дополнительные расходы в планы не входят. Заказчик не дизайнер, занимается этим в первый раз. Сидим ждем. Ура – картинки подобрали – прислали. Исполнитель разместил на страницах.

Ну теперь-то готов?

И тут начинается: "Вы знаете, на странице «О нас» надо 2 картинки поменять местами". И значки соц.сетей все же перенесем в шапку. И в форме обратной связи поля уберем/добавим. И E-mail для этой формы поменяем на другой. И еще, и еще. Исполнитель вносит правки, показывает заказчику: Ответ - "Ой, нет, давайте вернем, как было". Исполнитель: "Вы же сами так попросили сделать! Время разработчика стоит денег. Он не может туда-сюда двигать картинки бесплатно" Заказчик: "Ну вы же профессионалы! Надо было предупредить, что так делать не стоило. Ну вы сами посмотрите, этим сайтом же нельзя пользоваться, он некрасивый и неудобный. Такое чувство, что вам лишь бы сделать тяп-ляп, а за доработки деньги отдельные вымогать".

Или наоборот. Заказчик присылает правки, исправно за них платит, но у исполнителя уже новые заказы (он же рассчитывал закончить работу за 2 недели, как договаривались). И исполнитель начинает вносить правки ооочень медленно. Да и на письма отвечает раз в 2-3 дня. Или вообще может "пропасть" на неделю - и на звонки не отвечает. Особенно часто это случается при работе с неопытными незнакомыми фрилансерами. У заказчика давно горят сроки, а тут такое...

Далее события опять же могут развиваться по-разному – закончится или открытым скандалом или все же завершением работ по сайту по всем требованиям клиента и оплатой работы исполнителю.

Результат работы без ТЗ для обоих сторон:

Вывод: настаивайте на написании технического задания даже для самого простого сайта. Простой сайт – простое ТЗ. Времени займет немного. С корректировками и согласованиями день-два. "Лучше день потерять, потом за пять минут долететь!" (с)

Что дает сторонам тщательно продуманное техническое задание для сайта?

В случае сложных проектов, ТЗ может быть очень объемным. На его составление могут уйти недели или даже месяцы. В этом случае на составление технического задания для сайта отводится отдельный бюджет. Зато, если по каким-то причинам вам придется сменить разработчиков, у вас уже будет готовое к запуску в работу ТЗ. Так что, не бывает потерянного времени на разработку ТЗ - потерять время, испортить отношения между заказчиком и Исполнителем может только его отсутствие.

В следующей статье мы расскажем о том, как же правильно составить техническое задание на создание сайта и что такое прототипы страниц.


Автор: Кузьмичева Наталья
Дата публикации: 21.04.18
To Top